Юмор в бизнес-коммуникации: простой инструмент успешных выступлений и переговоров
Великому Бернарду Шоу часто приписывают высказывание: «Иногда надо рассмешить людей, чтобы отвлечь их от желания вас повесить». Сегодня расскажем, как и, главное, зачем использовать юмор на «серьезных» деловых мероприятиях.
Однажды я готовил спикера для выступления на конференции. Я тренер. Он – топ-менеджер. Конференция профильная, эксперт важный! Работа более чем серьезная, многоступенчатая: проанализировать аудиторию, понять, что ей будет интересно, кто выступает до, кто после, сделать акценты в необходимых местах, прошить месседжи, выстроить структуру и только потом перейти к форме. Поработать и с голосом, и с телом, и с пространством, и, конечно, избавиться от внутренних зажимов. Три недели занятий. Редкий руководитель найдет столько времени на подготовку. Но оно того стоило. Презентация получилась потрясающей. Да и сам спикер, действительно, трансформировался за этот период. Он научился владеть собой на сцене, работать с голосовыми акцентами и жестами, привлекать внимание аудитории. Но... когда мы начали обмениваться впечатлениями после презентации в большом конференц-холле, оказалось, что он недоволен. Почему? Потому что на выступление его конкурента реагировали живее, хлопали громче, да и «зашло» оно гораздо большему количеству зрителей. На что я ответил: «Ваш конкурент... простите, коллега использовал инструмент, от которого вы наотрез отказались. И просили
даже не вспоминать о нем!» «Какой инструмент?» – удивился мой клиент. «Юмор!» – ответил я.
Такое периодически случается. При подготовке к мероприятию спикеры начинают морщить лоб осознавая, насколько они стали влиятельными и серьезными, и забывают о важном правиле. Точнее, не забывают – они о существовании этого правила и не слышали. А правило простое: юмор максимально быстро сократит дистанцию между спикером и аудиторией и позволит публике запомнить ваше выступление гораздо лучше, ведь он дает дополнительную уверенность и креативность оратору.
Юмор в деловой коммуникации не просто возможен, а необходим. А разве можно научиться шутить? Разве это не дар Божий? Давайте разберем природу смешного: почему какие-то вещи нас «улыбают», а какие-то оставляют равнодушными.
Кант и Сартр, Шопенгауэр и Чернышевский, наши современники и античные философы разбирали природу смешного, и всюду красной нитью проходит некое несоответствие, некое противоречие. Какие-то удивительные определения, скажете вы, рядом со словом юмор. Обратим свой взор в сторону теории стендап-комедии и увидим еще одно потрясающее слово – парадокс. В парадоксальных ситуациях был каждый из нас. Это действительно так. А если забить слово «парадокс» в поисковике, выпадут десятки определений этого термина. Но главное то, что парадокс расходится с общепринятым мнением и кажется нелогичным. Как связаны парадокс и юмор? И при чем здесь наше шаблонное мышление?
Представьте, вы слышите фразу «Моя жена сбежала с моим лучшим другом». Каковы первые мысли, которые сразу же появятся в вашем сознании? Это и «сочувствую», и «какая же она нехорошая», и «лучший друг оказался подлецом» или «ничего, переживешь, дорогой» и т. п. Такое развитие фразы рисует нам наше шаблонное мышление. На десятки тысяч ситуаций и высказываний у нас есть шаблонные продолжения. Это позволяет экономить энергию (а мозг расходует ее огромное количество) и время. Нам не приходится анализировать каждое высказывание или ситуацию с нуля. Так какое может быть продолжение у фразы «Моя жена сбежала с моим лучшим другом», чтобы оно стало смешным? Оно должно быть парадоксальным, не шаблонным. И в оригинале эта шутка звучит вот как: «Моя жена сбежала с моим лучшим другом... Я буду по нему скучать!» Смешно? Смешно! Почему? Потому что мы никак не могли ожидать такого парадоксального продолжения.
Любой анекдот, забавная история или телевизионный скетч, или в принципе что-то смешное строится на этом законе. На сломе нашего шаблонного мышления при помощи парадокса. Анекдоты про Василия Ивановича вспоминать не будем (хотя и они все построены на парадоксе), а вот шутки более свежего разлива можно вспомнить и разобрать.
– Дорогой, скажи, меня эти джинсы не полнят?
– Ты не обидишься, если я скажу правду?
– Нет.
– Я влюблен в твою сестру.
Почему это «улыбнуло»? Потому что после ответа «нет» наше шаблонное мышление подсказало, что сейчас муж тактично скажет своей жене, что эти джинсы ей не совсем идут или они сшиты для девушек с другой фигурой (если муж бесстрашный), или еще какой-то аргумент для того, чтобы отказаться от этой покупки. Но наш мозг удивили парадоксом (неожиданным продолжением), и мы улыбнулись, а кто-то даже рассмеялся. Еще один
пример:
– Мам, я все съел!
– Вот поэтому, сынок, мы и хотим, чтобы ты уже жил отдельно.
После фразы «мам, я все съел» в нашей голове рождается шаблонная ситуация, связанная с детством. Мама хвалит малыша, радуется, какой он молодец! И мы никак не могли предположить, что это фраза здорового детины, который смел все запасы в холодильнике. Так и родилось смешное.
В терминологии стендап-комиков «мам, я все съел» или «моя жена сбежала с моим лучшим другом» называется сетапом – SetUp. Это подготовка к шутке, можно сказать, экспозиция. Когда мы слышим, видим или читаем этот самый сетап, мы попадаем в ловушку шаблонного мышления. Сам сетап не должен смешить. Наоборот. Как правило, он, если так можно сказать, обычный. А вот то, что следует потом, называется панчем – Punch. Вот этот панч и бьет по нам с такой парадоксальной силой, что мы начинаем улыбаться, хихикать или что еще лучше – смеяться. «Я буду по нему скучать!», «Вот поэтому, сы-
нок, мы и хотим, чтобы ты уже жил отдельно», «Я люблю твою сестру» – это и есть панчи, которые заставили многих из вас посмеяться.
Откуда рождается смешное, мы теперь понимаем. А зачем оно нам надо в деловой коммуникации? Ответ очень прост. Любая публичная коммуникация – это стресс. Прежде всего для того, кто говорит. И то, что страх публичных выступлений уступает лидирующие позиции только страху смерти, знают тоже практически все. А вот как бороться с этим страхом? Сотни бизнес-тренеров дадут тысячи лайфхаков и, возможно, они все окажутся действенными. Но самый эффективный – это юмор! Смех уменьшает уровень гормонов стресса: снижает кортизол, а ведь именно он и сокращает наши креативные способности. Подобрать нужное слово во время выступления, вспомнить необходимую цифру или факт – это все наши творческие, креативные способности. Адреналин, который нам велит бежать, бить или застыть на месте (все три варианта губительны в деловой коммуникации), стремительно уменьшается после прививки юмором. Плюс смех повышает число клеток, которые вырабатывают антитела, и увеличивает эффективность T-лимфоцитов. В результате мы начинаем чувствовать себя лучше, а наша иммунная система укрепляется. Да и стресс не действует так разрушительно.
Юмор эффективнее йоги и других модных и не очень методов переключения внимания, он позволяет отвлечься, выйти из состояния злости, неудовлетворенности, самобичевания. Мы знаем, насколько тяжело переключить свое внимание на что-либо, не имеющее отношения к будущей презентации, переговорам, которые произойдут уже завтра, и все это время зуммер напряженности в голове невозможно отключить. Это становится по силам только при помощи инструмента юмора.
Пошутили, переключили внимание, стали более продуктивными и креативными. Но все это было до. До того, как вышли на сцену или сели за стол переговоров. Там-то уже не до смеха. Отнюдь. Юмор в деловой коммуникации снимает напряженность, которая в большинстве случаев не оправдана.
«Я очень пунктуальный. Очень. (Это сетап.) Но часто опаздываю... Вот сейчас я как раз опоздал! (Это панч.)» Так мой коллега начал достаточно важные переговоры, на которые, к тому же, не успел вовремя. Но несмотря на это, шутка, которую он произнес при своем появлении, имела магический эффект. Напряженность ушла – и целых пять минут задержки не имели для партнеров неприятного послевкусия.
Согласно исследованию Business Speech Science Research, 64% наших соотечественников, участвующих в разных видах деловой коммуникации, обожают ситуативные шутки. Это тот вид юмора, который использует события текущего момента. То, что происходит у нас с вами в одной фирме, в одном виде бизнеса, в одной стране, безусловно, объединяет нас. Мы противостоим одним и тем же вызовам, боремся с одними и теми же трудностями. И когда это становится поводом не охать и ахать, а посмотреть на эту ситуацию под другим углом, то это максимально сближает участников делового общения, делает их людьми не из разных корпораций, а из одной команды. Команды, объединенной общими интересами и принимающими одни и те же вызовы. Достигнуть этого ощущения при помощи сухих слоганов и лозунгов практически невозможно, а при помощи юмора более чем реально.
На совещании в одной компании был свидетелем, как начальник умело понизил градус напряженности несколькими словами и расположил к себе подчиненных:
– Коллеги, почему наша организация стала бирюзовой? Мы это сегодня обсудим. (Сетап.) Хотя многие из вас, глядя на лица коллег, видят, какого они цвета. У кого-то бирюзовые, у кого-то синие, у кого-то вообще зеленые. Потому что мы все сильно устали. (Панч.) Последние два месяца мы работали на пределе возможностей. Спасибо всем за это огромное. Особенно, конечно, благодарю обладателей бирюзовых лиц!
Вспомните ситуации, свидетелями и участниками которых становились, и поймете, что это абсолютная правда. Улыбайтесь, дамы и господа, смейтесь! И ваши выступления, деловые встречи и переговоры станут позитивнее и гораздо успешнее. Но помните: не стоит использовать в деловой коммуникации табуированные в обществе темы, а это смерть, религия, расизм, педофилия, унижение и, конечно же, «шутки ниже пояса».
Автор – Иван Распопов, эксперт по применению юмора в бизнес-коммуникации и публичным выступлениям, бизнес-тренер компании Business Speech.
Опубликовано в издании «Продавать! Техника продаж» 2021. – №3 – С. 52 –54.