Поэтому никто вас и не слушает: три типичные ошибки онлайн-спикеров
«Все скучные, слушать невозможно. И выглядят странно!»: такие отзывы можно услышать о спикерах Zoom-конференций. И правда, онлайн-выступления даже опытных ораторов меняются в худшую сторону. Федор Баландин (Business Speech) рассказал, как с этим бороться.
Можно выделить три типа базовых ошибок:
1.некорректная работа с содержанием;
2.невнимательность по отношению к технической стороне коммуникации;
3.непонимание значения невербального поведения.
Давайте разберемся с этими проблемами и посмотрим, что поможет онлайн-спикеру сформировать позитивное впечатление от своего выступления. Одни инструменты возьмем из публичных выступлений, другие позаимствуем у тех, кто также работает с изображением на экране и в кадре перед телекамерой, то есть у кинематографистов и телевизионщиков.
Подготовка содержания
Спикеры часто забывают учесть, что у обработки информации онлайн-слушателями есть особенности. На живой встрече обычно неудобно надолго «уходить в телефон», участники стараются уделить больше внимания выступающему. В дистанционной же коммуникации миллион отвлекающих факторов: мессенджеры, почта, доставка еды, домашние задания детей и даже красивый закат за окном. Прибавьте возможность участников не включать камеру.
Чтобы удержать внимание виртуальной аудитории, придерживайтесь нескольких правил.
Во-первых, четко структурируйте выступление. Большинство спикеров этого не делает, а онлайн этой ошибки не прощает. На живом выступлении «кашу» от спикера переварят, а в онлайн легко и с чистой совестью переключатся на другие задачи. Здесь пригодятся классические правила презентаций, докладов и других выступлений. Нужно четко обозначить начало и завершение, а также каждую часть содержания отстроить от другой. Для этого подойдет даже простое добавление маркеров «во-первых», «во-вторых», «в-третьих» и т. д.
Самое сложное — определить основную мысль. Сформулируйте фразу, которая должна остаться в голове у ваших слушателей, а затем проверьте каждую часть, каждое слово и каждую цифру в выступлении. Работают ли они на поддержку основной мысли? Или от чего-то можно избавиться? Избавляйтесь без сожалений.
Во-вторых, сократите время выступления. Если в очном формате спикера хотя бы из вежливости могут слушать час, то в онлайн столько времени ему не подарят. Смело сокращайте время в два-три раза. Планировали выступать сорок минут? Для онлайн-встречи готовьте речь на пятнадцать. Хотели говорить минут десять? Сокращайте до трех-пяти минут.
Кто-то скажет, что у него много информации и вся она важная. Но как показывает мой опыт подготовки экспертов и посещения конференций, большинство спикеров привыкли давать чрезмерно много информации. Часто на индивидуальных занятиях и тренингах после подробной проработки содержания речь сокращается, но становится более точной и эффективной.
Если же информация никак не сокращается, дробите ее на части по 10–15 минут, а между ними устраивайте дискуссии, обсуждения, отвечайте на вопросы. В некоторых случаях можно распределить выступление на нескольких ораторов. Это поможет сократить время одного эксперта, а смена спикеров в свою очередь хорошо влияет на удержание внимания.
В-третьих, обращайтесь к участникам онлайн-встреч персонально. Это сразу мобилизует их, так как они будут понимать, что в любой момент вы можете задать им вопрос. И, конечно, обращение начинайте с имени. Такой подход помогает включить в коммуникацию всех, ведь они ощущают себя не слушателями, а активными участниками общения.
В-четвертых, озвучьте регламент и проговорите время выступления вначале. Аудитории проще сконцентрировать внимание, если она понимает, на какое количество времени это нужно сделать. Также добавьте информацию о том, когда и в какой форме можно задать вопросы.
Техническая сторона
Многие забывают, что в виртуальной коммуникации, в отличие от живого общения, появляется еще один элемент — техника. Как расположена камера, как падает свет, какой фон за спиной оратора — все это влияет на то, как видно спикера и как его воспринимают зрители.
На тренингах участники часто говорят, что у них в компании главное — смысл и содержание, а форма подачи не так важна. Но они ошибаются. Процесс живой или дистанционной коммуникации, когда человека слышно и видно (или только слышно), — это процесс мультимодальный. Информация передается и считывается разными каналами восприятия. Да, безусловно, это содержание, выраженное в словах. Но еще и интонация, мимика, качество взгляда, жестикуляция и т.д.
Классик жестовой лингвистики Адам Кендон утверждал: «Жест — это не только действие человека с целью сообщить определенную информацию, но и адекватная интерпретация этого действия и придание ему того же значения другим человеком (людьми)». Он говорил про жест, но то же можно сказать и про другие невербальные проявления. Вспомните выражение: «По глазам вижу — врешь». Собеседник всегда следит за невербальными проявлениями и пытается понять, можно вам доверять или нет, действительно вы верите в свои слова или обманываете. И если зрителям недостает о вас информации (например, плохо видно лицо или глаза), они могут трактовать ваше поведение в негативном ключе, может возникнуть скепсис по отношению к вашим словам, к вашей экспертности и статусу.
Итак, что важно учесть?
- Операторский план
Чтобы говорящего было хорошо видно, в кино и на телевидении давно придумали эффективный инструмент — операторский план. Он предполагает вариативность в том, насколько далеко от камеры располагается объект съемки.
Для статусной подачи себя в онлайн важно использовать так называемый молочный план. Нижняя граница кадра находится в районе груди спикера, а макушка почти касается верхнего края кадра. При таком расположении хорошо видно лицо оратора, часть его груди и жестикуляцию. «Молочный» план воссоздает ощущение живого общения, при котором мы смотрим собеседнику в глаза и можем следить за его мимикой и жестикуляцией.
- Расположение камеры
Камера должна располагаться примерно на уровне глаз. Если спикер поставит ноутбук на стол, откроет крышку и включит камеру, она будет показывать говорящего снизу. Если оратор использует моноблок, то камера окажется довольно высоко. И в том, и в другом случае будет искажено лицо и фигура оратора. Для правильной установки камеры на уровне глаз можно поставить ноутбук на коробки или книги или использовать специальные подставки.
- Свет
Особое внимание в кино и на телевидении всегда уделяется свету. Из-за неправильного освещения может быть не видно лица или глаз (я уже отметил ранее, что собеседнику важно видеть мимику спикера и следить за ней). Чтобы создать правильное освещение, используйте лампы с рассеивающимся светом. Есть маленькие кольцевые модели, которые можно прикрепить на телефон, а есть побольше, для которых уже понадобится штатив.
- Микрофон
И, конечно, спикера должно быть хорошо слышно. Если слова звучат неразборчиво, то выступление неизбежно провалится. К счастью, о звуке многие спикеры уже заботятся и в шумных офисах используют гарнитуры, которые соединяют в себе наушники и микрофон. Подойдет и обычная телефонная гарнитура. Если вы выступаете из тихого помещения, где нет эха, достаточно будет микрофона, встроенного в ноутбук.
Главная ошибка
Главная ошибка, которая связана с невербальными инструментами, — неточная работа со зрительным контактом.
В жизни оратор может смотреть на собеседника и решать таким образом две задачи.
Во-первых, так он считывает поведение и понимает, как усваивается информация, а при необходимости может изменить содержание или подачу.
Во-вторых, когда он смотрит на аудиторию, зрители чувствуют, что они в поле его внимания, и не отвлекаются на посторонние дела.
Именно поэтому во всех учебниках по публичным выступлениям пишут, что нужно обязательно смотреть на аудиторию. Но в онлайне с этим возникают сложности. Спикер сосредотачивается на невербальной обратной связи и поэтому следит за поведением зрителей — смотрит на изображения собеседников на своем мониторе — или вообще на свое изображение на экране. В обоих случаях он не смотрит в камеру. Поэтому у зрителей нет ощущения, что они в поле внимания выступающего.
Как решить проблему? Обратимся еще раз к телевизионному опыту. Ведущие новостей, которые общаются со зрителями, а не с гостями студии, практически все время смотрят в камеру, и это создает ощущение контакта глазами, а значит, и непосредственного общения.
Поэтому виртуальным спикерам я рекомендую как можно больше смотреть в объектив. Зрители должны видеть и чувствовать, что выступающий обращается именно к ним.
Сразу скажу, что это может быть сложно. Но если тренироваться, это даст потрясающий эффект.
Шаг 1. Поставьте перед собой камеру ноутбука или телефон и попробуйте поздороваться и представиться, не отводя взгляда от объектива.
Шаг 2. Отрепетируйте свое выступление, глядя только в камеру.
В реальной практике, конечно, смотреть в камеру все время не надо. Направляйте взгляд в объектив, когда произносите ключевую мысль, потом задавайте вопрос аудитории и переводите взгляд на монитор, а затем возвращайте взгляд в объектив.
Автор: Федор Баландин, руководитель направления «Публичные выступления» в компании Business Speech, телерадиоведущий, бизнес-тренер
Опубликовано в РБК Pro.