Как использовать жесты во время публичного выступления

img

Однажды коллега чуть не испортил мне тренинг, заявив, что содержание выступления намного важнее его формы. С его стороны это была продуманная провокация. И то и другое важно в равной степени. Но грамотно пользоваться жестами умеют немногие спикеры.

«Самое главное в выступлении — это содержание, ваше знание темы и увлеченность ею! Всё! Вот что дает уверенность и энергию спикеру! А все эти невербальные фокусы с жестикуляцией, интонациями, паузами — это полная ерунда!» — эти слова произнес мой знакомый бизнес-тренер. Дело было в бизнес-школе «Сколково». Все участники понимающе закивали головами, а затем начали обсуждать, насколько содержание важнее формы подачи. Организатор мероприятия тем временем судорожно писала мне в WhatsApp: «Федор, у нас катастрофа! Только что вам завалили тренинг!» Всего через неделю я должен был обучать ту же группу приемам невербальной подачи. В программе была заявлена работа:

- с голосовым посылом;

- паузами и темпоритмом речи;

- жестикуляцией;

- психологическими жестами по актерской системе Михаила Чехова;

- кругами внимания Станиславского;

- архетипами спикера.

Одним словом, я должен был рассказать об инструментах, которые мой коллега обесценил. Когда мы встретились с этим коллегой снова, я спросил его: «Что же ты говоришь? Как же можно пренебрегать формой подачи?» На это он ответил… Впрочем, что он мне ответил, я скажу чуть позже.

Важное подчеркнуть

Что важнее — форма подачи или содержание? Представители разных ораторских школ и подходов много лет бьются над ответом на этот вопрос. Научно-исследовательская лаборатория Business Speech Science Research провела опрос на эту тему среди представителей бизнес-сообщества. Ответ оказался предсказуемым: «Важно и то, и другое». Но самое интересное кроется в деталях.

Выяснилось, что слушателей больше всего раздражают отсутствие структуры (это про содержание) и монотонность речи, которая не дает проявиться структуре (это про форму). И это очень важный результат. Дело в том, что структура и интонации — две стороны одной медали.

Трансляция образов

Как мы общаемся в обычной жизни? Когда мы пытаемся что-то объяснить другому человеку, то в первую очередь визуализируем это у себя в голове, затем фокусируем внимание на собеседнике и передаем ему визуальный образ. Голосом мы даем понять, что в нашей информации важно, а что второстепенно — речь при этом становится быстрее или медленнее, громче или тише. Даже незначительно меняя интонацию, мы показываем, как относимся к словам — например, позитивно или негативно. Именно поэтому в реальной жизни речь никогда не бывает монотонной. Чтобы смысл слов наверняка дошел до собеседника, мы подключаем руки и используем жесты-иллюстраторы. Например, говоря о повышении продаж, делаем жест рукой вверх, или, рассказывая о прошлом, показываем за спину. Но мы говорим не для того, чтобы просто что-то сказать, а чтобы получить ответную реакцию собеседника. Например, добиться его согласия. Поэтому мы все время следим — согласился собеседник/не согласился, понял/не понял, дошла картинка или нет. И для этого поддерживаем с ним визуальный контакт. Информация может быть сложной. Тогда мы даем адресату время на осмысление услышанного. Для этого хотя бы на долю секунды замолкаем, делаем паузу.

Сразу обращу внимание на два момента. Во-первых, есть сдержанные люди, их жесты могут быть едва заметными. Они только чуть-чуть двигают головой или незначительно меняют интонации, но все равно передают визуальные образы. Во-вторых, мы сопровождаем речь жестами неосознанно, не замечая этого.

Как-то один программист — участник тренинга заявил мне: «Я вообще ничего не визуализирую». Тогда я спросил, чем он занимается. Программист ответил: «Мы там с ребятами сидим и приложения тестируем». При этом сначала он махнул рукой в сторону, где сидит его команда. Затем сделал паузу, глядя мне в глаза, как будто пытался удостовериться, понял ли я, где они сидят. И сделал жест руками, как будто показывал на монитор компьютера с тестируемыми приложениями. Все эти жесты он показал, сам того не заметив.

Но если в обычной жизни мы используем интонации и жестикуляцию, не задумываясь, то почему на презентациях и конференциях говорим монотонно и не знаем, куда деть свои руки? Срабатывает феномен фокуса внимания. Когда человек выходит на сцену, то часто «теряет» из вида свою аудиторию и ее реакцию. Он сосредоточивается на том, чтобы правильно произнести текст. А любой текст без внутренней визуализации — это всего лишь набор слов, за которыми нет ни намерения, ни энергии, ни эмоций. Вспомните, как школьники читают стихи наизусть. Часто они просто произносят заученные слова — либо монотонно, либо с неестественными интонациями. К сожалению, многие спикеры выступают, как школьники, — думают только о том, как бы точно проговорить текст.

Головоломка для аудитории

Интонация, жестикуляция и другие невербальные инструменты — это не про красоту речи, а про эффективную передачу информации, про структурирование. Если вы не делаете пауз, не расставляете акценты интонациями, не помогаете жестами донести образы, то собеседники не поймут смысл сказанного. Ваша речь будет напоминать текст без точек, запятых и других знаков препинания. Как в романе «Улисс», где записан поток сознания. Но там автор намеренно создал интеллектуальную головоломку, а клиенты на встрече, зрители на презентации или члены совета директоров на совещании вряд ли захотят ломать голову. Все люди хотят четкости изложения.

Однажды на конференции я наблюдал удивительный феномен. Спикер представлял свой проект. Он говорил монотонно, большую часть выступления стоял спиной к аудитории и лицом к экрану со слайдами, руки почти все время держал скрещенными на груди. Создавалось впечатление, что он разговаривает сам с собой. Из фокуса внимания спикера явно выпали и аудитория, и ее реакция. Он был сосредоточен исключительно на своем контенте. Но вот он закончил речь и начал отвечать на вопросы из аудитории. Тут его словно подменили. Отвечая, он прямо смотрел на спрашивающего, появились живые интонации, паузы, жесты. Перед нами был живой человек. Что же произошло? Когда спикер выступал с презентацией, он не понимал, для кого и для чего говорит. Как только конкретный человек задавал ему вопрос, оратор четко нацеливался на него и неосознанно передавал свои внутренние образы, для чего подключал и голос, и руки, и взгляд.

Как выступать перед аудиторией

Как можно применить в реальности то, что мы сейчас обсудили?

1. При подготовке к выступлению проговорите свою речь вслух.

Когда проговариваете, визуализируйте все, что говорите, передавайте образы и смыслы аудитории. Пусть даже ваши зрители на репетиции воображаемые. Сразу предостерегу вас от ошибки: ни в коем случае не показывайте руками и интонациями каждое слово. Все-таки выступление — это не игра «Крокодил».

Например, вы говорите, что продажи компании увеличились в три раза по сравнению с предыдущим периодом. Ошибкой будет, если вы покажете жест, как будто пересчитываете деньги, сделаете взмах рукой и поднимете три пальца вверх, а потом махнете рукой куда-то за спину. Всегда иллюстрируйте только основную мысль. В данной фразе это может быть увеличение продаж. Покажите рукой это самое увеличение. Если вам важно подчеркнуть, как продажи меняются во времени, тогда на словах о предыдущем периоде укажите за спину.

2. Добавьте конкретику, детали и контекст.

Если вы проговариваете свою речь и не понимаете, что в ней можно проиллюстрировать, в вашем выступлении, скорее всего, мало конкретики, деталей и контекста. Чаще всего проблемы в выступлениях возникают с цифрами. Просто цифра — это абстрактная информация. Подумайте, что она означает в контексте. Возможно, какие-то показатели выросли или упали, были вчера лучше или хуже, чем сегодня, и т.д. Наличие иллюстрирующих жестов и разнообразных интонаций — это еще и хороший тест на точность и понятность вашего содержания.

3. Не репетируйте перед зеркалом, а записывайте себя на камеру.

Когда вы выступаете перед собственным отражением, то вы сосредоточиваетесь на точности, разнообразии и гармоничности своих жестов. Из фокуса вашего внимания выпадают слушатель и образы, которые должны оказаться в его голове. В итоге во время выступления вы сопровождаете речь заученными неорганичными жестами. Лучше запишите репетицию на видео. Часто ораторы снимают первую пробу своего выступления, смотрят и, конечно, остаются недовольны собой. Учтите: первый дубль всегда сырой, вы еще притираетесь к смыслу и структуре текста. Рекомендую записать десять видео, не смотреть их и удалить. А вот уже дубля с одиннадцатого смотрите. К этому моменту вы освоите материал, уберете лишнее и добавите недостающее.

4. Произнесите речь с пробкой в зубах.

Возьмите пробку от винной бутылки и зажмите ее в зубах так, чтобы изо рта торчала круглая часть. Затем проговорите свое выступление, представляя, что перед вам сидят зрители. Старайтесь, чтобы они слышали все слова и понимали все, о чем вы говорите. Для этого придется активнее артикулировать, интонировать и жестикулировать. Вы будете вести себя так же, как при общении с иностранцами, языка которых не знаете. Вам будет казаться, что вас поймут, если вы будете говорить громче, четче и отчаянно жестикулировать. Потом выньте пробку и проговорите свое выступление без нее. Вы заметите, что интонации стали богаче, жесты — спокойнее, в речи появились паузы, а в руках — необходимая свобода.

5. Используйте пространство для лучшего структурирования выступления.

Определите, в какой момент речи в какой точке пространства вы можете находиться. Например, в переговорной комнате вы можете:

- поприветствовать всех, стоя во главе стола, — это будет точка № 1;

- перейти к флипчарту и что-то на нем написать — точка № 2;

- отойти в угол и прокомментировать написанное — точка № 3;

- встать участникам встречи за спину, тогда у них возникнет ощущение, будто вы с ними заодно — точка № 4;

- сделать финальные выводы, вернувшись в точку № 1.

Тогда у каждого смыслового блока будет свое место в пространстве. И смена вашего положения будет служить для зрителей сигналом, что началась другая часть выступления.

Теперь вы видите, как связаны содержание и форма и как одно дополняет другое. А что же ответил коллега, который чуть не испортил мой тренинг? Он сказал, что его утверждение было продуманной провокацией. Своим высказыванием он хотел привлечь внимание к тому, что ораторы уделяют очень много внимания форме, иногда в ущерб содержанию. Но форма и содержание — это единый инструмент, который помогает вам четко и структурированно воздействовать на собеседника.

Автор: Фёдор Баландин, руководитель направления «Публичные выступления» в компании Business Speech, телерадиоведущий, бизнес-тренер.

Опубликовано в РБК Pro.

Фёдор Баландин Саморазвитие Гибкие навыки Исследования
готово!

Ваш сертификат успешно добавлен

Ошибка!
!

готово!

Спасибо за покупку!

ТОВАР УСПЕШНО ДОБАВЛЕН!

Спасибо за покупку!